Конференция МВШСЭН

19-20 февраля в МВШСЭН проходила VII международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования: Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе".

В конференции приняли участие специалисты в области психологии, педагогики и социологии из 13 стран.

От Института психологии и педагогики развития в конференции участвовали Б.И. Хасан и Е.Ю. Федоренко.

Несмотря на то, что тема конференции живо присутствует в практиках, статьях, исследованиях и т.д., профессиональное сообщество с трудом определяется с категориальным аппаратом. Чаще всего на конференции шла речь о конфессиях, духовности, поликультурности, причем этнической; а, например, субкультура возраста не была представлена практически никак.

Большинство докладов были посвящены подходам, теоретическим конструктам, попыткам понимания проблем образования в поликультурном обществе. Был представлен зарубежный опыт реализации проектов и исследований в этой области: в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Латвии, Кыргызстане, Таджикистане и т.д.

Очень интересный доклад сделал профессор Дж. Бэнкс (Университет штата Вашингтон, Директор центра поликультурного образования) — «Образование для поддержки культурного разнообразия и гражданское образование в условиях полукультурных наций». Также интересное заключение было сделано в докладе В. Малахова (Ведущий научный сотрудник Института философии РАН) «Понаехали тут!», где он говорил о суетливом и грубом переходе на курс, связанный с религиозной культурой. Он рассуждал о спешке, в которой совершается этот ответственный шаг: с одной стороны, ведется дискуссия в прессе по этому вопросу, а с другой — существуют решения Министерства образования, — и они не обращают внимания друг на друга. Существуют сроки, даются и выполняются команды, но безо всякого осмысления.

Б.И. Хасан делал доклад с Е.А. Ленской на тему «Северный Кавказ: Чему может научить школа?», в котором освещались целевые установки и ход реализации проекта «Образовательная инициатива на Северном Кавказе». В докладе разворачивалась специфика северокавказского сюжета: образовательные инициативы, формы и технологии для создания социально-психологического иммунитета, иммунитета к разного рода интервенциям, отгораживанию, обострению оппозиции, которые идут через программы патриотизма, истории, обращающихся к прошлому, его переживанию и компенсации. Докладчики рассказали о своем опыте социальных проектов другого типа, например, межрегионального лагеря, первый вариант которого состоялся в мае 2009 года (в нем приняли участие дети из республик Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария и Ингушетия). В настоящее время планируется второй этап проекта с расширением и включением Чеченской республики, Карачаево-Черкесской и Дагестана. Существует представление, что содержание проекта «заточено» под ситуацию Северного Кавказа, но в целом может быть использовано и для других регионов, где сегодня появляются ситуации напряжения, связанные с этнической миграцией.

Доклад активно обсуждался. В ходе обсуждения сравнивали характеристики образовательных институтов, которые были получены в проекте, с западными подходами, которые были представлены в докладе Дж. Бэнкса, и обнаружили значительные критериальные совпадения.

Е.Ю. Федоренко сделала доклад «Развитие эмоциональной компетентности педагогов в рамках проекта «Образовательная инициатива на Северном Кавказе», который содержал два основных тезиса.

Во-первых, в основе конфликтов, возникающих среди детей и молодежи в поликультурной среде, выступает не специфика этнической принадлежности, а естественные для этих возрастов стереотипы и предпочтения, не имеющие ничего общего с национальностью. Тематика межэтнических конфликтов часто выступает как искусственно инициированная взрослыми, часто — педагогами в школе, и еще чаще — неосознанно.

Во-вторых, формирование эмоциональной компетентности участников образовательного процесса способствует изменению характера коммуникации между учителями и учениками, учениками между собой, способствует формированию устойчивого позитивного эмоционального состояния, защищенности, уверенности в себе, создает условия для эмпатии, принятия разных мнений и точек зрения, именно это и должно быть предметом построения. Эмоциональная компетентность лежит в основе формирования уклада школьной жизни, предусматривающего безусловное равенство детей и взрослых в школе, вне зависимости от их убеждений, вероисповедания и других не менее важных различий.

Елена Юрьевна в докладе говорила о связи сюжета самочувствия ребенка в школе с его восприятием другого (например, человека другой национальности).

В библиотеке выложена презентация доклада Е.Ю. Федоренко.

Все новости